О результатах анализа причин распространения АЧС и ВПГП на территории РФ, а также рекомендации в отношении необходимых мер по предотвращению заноса и распространения возбудителей этих болезней животных
На основании анализа причин продолжающегося, несмотря на принимаемые меры, распространения АЧС и ВПГП на территории Российской Федерации можно заключить, что наиболее значимыми факторами, препятствующими стабилизации эпизоотической ситуации по этим особо опасным болезням животных, являются следующие.
1. Неправомерное перемещение (без ВСД или по неправомерно оформленным и выданным ВСД) и бесконтрольная реализация (в том числе на стихийных рынках и ярмарках выходного дня) убойных свиней, сырых продуктов их убоя, домашней птицы и птицеводческой продукции неизвестного происхождения. Признаки нарушений требований законодательства в области ветеринарии фиксировались в течение 2022 года в Ставропольском крае, Калининградской, Московской, Рязанской, Курской, Саратовской и Костромской областях.
2. Неоперативные или недостаточные действия региональных органов государственной власти и, в частности, госветслужбы, в обеспечении своевременного и надежного изолирования очагов АЧС или гриппа птиц.
3. Допускаемые хозяйствующими субъектами нарушения режима биологической безопасности на свиноводческих и птицеводческих предприятиях промышленного типа, в результате которых происходит занос возбудителей АЧС или ВПГП в производственные зоны объектов, инженерно-технологически защищенных от проникновения факторов внешней среды (в частности – негативное влияние «человеческого фактора»: неправомерные действия или бездействие руководства и персонала предприятия). В 2022 году наиболее характерными примерами такого развития событий являются вспышки АЧС на крупных свиноводческих комплексах Орловской области и Краснодарского края.
4. Неэффективные действия по регулированию (снижению) численности диких кабанов в зоне ответственности, несмотря на высокие риски заноса и распространения АЧС, исходящие от циркуляции возбудителя этой инфекции в дикой фауне. Так, на территориях Саратовской, Калужской, Рязанской, Калининградской, Тверской, Калужской, Владимирской и Костромской областей отмечены серьезные недоработки в проведении мероприятий по снижению показателя плотности популяции дикого кабана в рамках реализации Плана действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 № 2048-р (в настоящее время взамен ему введен в действие План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию системы ветеринарной безопасности Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2022 № 3789-р, далее – План мероприятий «дорожная карта»).
5. Отсутствие объективного учета свиней, выгульное их содержание, подворный убой свиней в ЛПХ, крестьянских (фермерских) хозяйствах и в иных мелкотоварных свиноводческих хозяйствах, а также практика скармливания содержащимся в таких хозяйствах свиньям необезвреженных пищевых отходов и продуктов разделки туш диких кабанов, добытых на территориях, где имеются природные очаги АЧС (то есть в зоне распространения вируса АЧС в дикой фауне). Проблемы с обеспечением объективного учета сельскохозяйственных животных выявлены в Ставропольском крае, Калининградской, Орловской, Тамбовской, Ярославской и Владимирской областях, факты выгульного содержания свиней в 2022 году установлены в Самарской и Калужской областях.
6. Неудовлетворительное состояние государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации (недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение нужд органов и учреждений госветслужбы региона, кадровая нехватка квалифицированных ветеринарных специалистов), не позволяющее ей адекватно и эффективно действовать при усложнении ситуации с распространением в регионе опасных трансграничных болезней животных. Связанные с этим проблемы отмечены в Костромской, Ивановской, Калининградской и Владимирской областях.
Кроме указанных выше факторов необходимо особо отметить ситуацию, когда на фоне «приемлемых» показателей плотности популяции кабана на всей территории какого-либо субъекта Российской Федерации (ниже 0,25 особи на 1000 га) и немногочисленных случаев выявления АЧС у кабанов в данной местности реальная численность кабана существенно превышает расчетные значения. Наиболее характерным примером может служить подобная ситуация, имевшая место в Белгородской области в 2017-2018 годах, а также сложившаяся в 2022 году в Орловской области, хотя данная проблема актуальна для многих регионов страны.
Такие несоответствия указывают на необъективность представляемых регионами сведений о плотности популяции кабана в зоне ответственности, что обуславливает масштабную циркуляцию вируса АЧС в этом регионе, в том числе в окружающей свинокомплексы местности.
Кроме того, факты обнаружения кабанов (тем более – трупов кабанов, павших от АЧС) в непосредственной близости от свинокомплекса свидетельствуют о неэффективности действий по созданию (в рамках реализации пункта 28 раздела II протокола Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 3) буферных зон вокруг промышленных свиноводческих предприятий радиусом 30 км, в которых отсутствуют свиноводческие хозяйства с низким уровнем биологической защиты
(I и II компартменты), включая ЛПХ, а также обеспечению стопроцентного изъятия поголовья дикого кабана в указанных буферных зонах.
Следовательно, в целях обеспечения скорейшей стабилизации эпизоотической ситуации по АЧС и гриппу птиц и в том числе минимизации рисков заноса и распространения АЧС, исходящих от циркуляции возбудителей этих болезней в местностях, прилегающих к производственным зонам и объектам свиноводческих и птицеводческих предприятий промышленного типа, необходимо усиление работы по следующим направлениям:
- ужесточение мер по выявлению и пресечению фактов неправомерного перемещения и реализации подконтрольных госветнадзору товаров – в первую очередь свиней и птицы, сырых продуктов их убоя, включая мясосырье, продукции свиноводства и птицеводства непромышленной выработки;
- обеспечение качественного изолирования очагов инфекции в зоне ответственности, обеспечивающего исключение какой-либо возможности выноса возбудителя болезни за пределы первичного эпизоотического очага за счет своевременного введения ограничительных мер (карантина) и отчуждения свиней и птицы, а также за счет эффективного взаимодействия с территориальными органами внутренних дел (при изолировании эпизоотических очагов); с Минприроды России и руководством заповедников федерального значения (в целях выявления и ликвидации природных очагов АЧС и ВПГП);
- усиление совместно с руководством крупных свиноводческих и птицеводческих предприятий биологической защиты их производственных зон и объектов с учетом возросших рисков заноса возбудителей АЧС и ВПГП (в том числе за счет временного введения вахтового метода работы для персонала предприятия в целях максимально возможного снижения вероятности заноса АЧС и ВПГП из внешней среды персоналом в условиях вероятной циркуляции возбудителей этих болезней в прилегающей к хозяйству местности, а также за счет создания вокруг свиноводческих комплексов буферных зон радиусом 30 км, в которых отсутствуют свиноводческие хозяйства с низким уровнем биологической защиты (I и II компартменты), включая ЛПХ, а также обеспечение стопроцентного изъятия поголовья дикого кабана в указанных буферных зонах) в рамках реализации пункта 28 раздела II протокола Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 3 и пункта 22 Плана мероприятий («дорожной карты»), а также буферных зон шириной 5 км вокруг промышленных птицефабрик в соответствии с пунктом 23 Плана мероприятий («дорожной карты»);
- принятие исчерпывающих мер по снижению рисков заноса и распространения АЧС, исходящих от циркуляции вируса АЧС в популяции диких кабанов, за счет:
- обеспечения объективности представляемых в Минсельхоз России и Россельхознадзор сведений о плотности популяции кабана на соответствующих административных территориях;
- обеспечения реального снижения численности популяции дикого кабана на территориях общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, а также на особо охраняемых природных территориях регионального значения и (совместно с Минприроды России и руководством федеральных заповедников и заказников) на особо охраняемых природных территориях федерального значения в рамках реализации пунктов 24-28 Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию системы ветеринарной безопасности Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2022 № 3789-р, а также за счет принятия дополнительных мер по снижению численности кабана путем установления на региональном уровне соответствующих норм допустимой добычи кабана на данной административной территории;
- организации совместных рейдов с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти соответствующего региона и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти с целью обследования посевных площадей вокруг крупных свинокомплексов, степени их привлекательности для обитающих в этой местности кабанов, обследования средств изолирования сельскохозяйственных угодий (посевных площадей) от расположенных в этой местности производственных зон и объектов свиноводческих предприятий, а также с целью оценки уровня эффективности систем защиты территорий и зон этих свиноводческих предприятий от других вероятных факторов внешней среды, в результате которых может произойти занос на предприятие вируса АЧС (с учетом необходимости средств отпугивания кабана от нежелательных для его присутствия зон, недопустимости нахождения в таких зонах прикормочных площадок для кабана, иных привлекательных для этого вида животных факторов и др.);
- разработки и реализации региональных программ, предусматривающих замену в охотничьих хозяйствах популяции дикого кабана на другую популяцию охотничьих ресурсов, не восприимчивых к АЧС;
- обеспечение совместно с администрациями муниципальных образований объективного учета свиней и птицы в хозяйствах населения, обеспечение безвыгульного содержания свиней, объективного учета свиней и птицы, недопущение скармливания свиньям необезвреженных пищевых отходов и продуктов разделки добытых кабанов;
- принятие (при необходимости) мер по финансовому, материально-техническому и кадровому обеспечению органов и учреждений государственной ветеринарной службы соответствующего субъекта Российской Федерации в целях обеспечения максимальной их готовности к осуществлению оперативных и эффективных действий по своевременному выявлению в зоне ответственности, надежному изолированию и скорейшей ликвидации очагов АЧС, гриппа птиц, других особо опасных и экономически значимых болезней животных.
По информации Россельхознадзора.