Иван Уваров: «Использование новых технологий продиктовано временем»
Корреспондент портала «Ветеринария.рф» побеседовала с начальником Управления ветеринарии города Новосибирска Иваном Павловичем Уваровым, который рассказал о том, как стимулировать ветеринарных специалистов и создать крепкую команду.
– Иван Павлович, Вы давали интервью нашему порталу почти полтора года назад. Хотелось бы услышать про новые достижения, особенно что касается кадрового вопроса. Что произошло в управлении ветеринарии Новосибирска за это время?
– Самое главное достижение этого года – то, что работа учреждения была полностью переведена в программу 1С. В первую очередь, это коснулось бухгалтерии, которая до этого задействовала другое программное обеспечение. Наиболее интересное здесь – это то, что мы перевели всю деятельность по финансовому учету наших средств в 1С, то есть там отображена вся наша договорная работа. Кроме этого, доработана система «Айболит» для государственных ветеринарных врачей – данный программный продукт позволяет вносить, хранить и анализировать работу не только врачей, работающих в государственных ветеринарных клиниках города Новосибирска, но врачей-эпизоотологов, работающих на территории, выезжающих в личные подсобные хозяйства, выполняющих плановые ветеринарные мероприятия по госзаданию. Соответственно, мы видим и анализируем нагрузку, которая ложится на специалистов, а также контролируем процент выполнения.
Также мы внедрили систему «эффективного контракта» по некоторым категориям работников – это для тех, кто реально работает в части оказания возмездных услуг. И в некоторых случаях премиальная часть отдельных специалистов составляет от 50% до 500% от основного должностного оклада. При этом весь учет работы учреждения (рабочие смены, количество отработанных часов, приход денежных средств в смене, а также по доходным договорам и так далее) происходит в автоматическом режиме. Руководителю каждого подразделения в конце месяца доводится премиальный фонд, который формируется от обеспеченного дохода подразделения. Естественно, вычитается накладная часть расходов учреждения. Далее руководитель, используя критерии оценки специалистов, расставляет баллы, а система уже переводит общее количество баллов в рубли. Далее комиссия рассматривает листы оценки с критериями по каждому специалисту и передает в бухгалтерию для начисления. Этот проект запущен для профильных подразделений и работает уже почти два года.
В целом, система похожа на KPI. Наиболее эффективно указанная система функционирует в подразделениях ветсанэкспертизы. По лечебному направлению полностью перейдем на автоматический вариант в первом квартале 2019 года. В данный момент тестируем алгоритмы начисления и пока в ручном режиме проверяем эту информацию. В штате учреждения есть программисты, работающие с 1С. Кроме этого, привлекаем по договору новосибирские компании, которые помогают решить обозначенные задачи. Почему возникает так много трудностей? Потому что структура отчетности госветслужбы гораздо сложнее, чем в коммерческих компаниях.
Конечно, много времени тратится на внедрение новых программных продуктов, но коллектив очень воодушевлен результатом, достигнутым на сегодняшний день.
– Значительная премиальная часть сильно мотивирует сотрудников?
– Безусловно. Необходимость перехода на «эффективный контракт» обозначил три года назад губернатор Новосибирской области. Человек четко видит, сколько он получает и за какую работу. Если он не заработал рубль, то ничего и не получил. И нам, руководству, проще отвечать на вопросы и наглядно демонстрировать сотрудникам наши результаты. Информация в таблицах воспринимается легко и доступно. Сомнения возникают там, где путаница, когда люди, к примеру, не понимают аббревиатуры. А тут прозрачная система: автоматическое получение расчетных листов в 1С в тот день, когда начисляется заработная плата. Вроде бы это небольшие проблемы, но именно такие нюансы обеспечивают стабильность в коллективе. Кто-то, конечно, в процессе работы принял решение уволиться, потому что не выдержал работы в новом формате, для этого ведь приходилось прикладывать много усилий на переучивание. Но сейчас наша штатная численность и компетентность кадров более или менее оптимальна, но совершенству нет предела – таково мое мнение. Я стараюсь быть максимально объективным и к своей работе, и к работе сотрудников.
Атмосфера в учреждении положительная. У основных наших сотрудников, я думаю, нет мысли о переходе в другое место, поэтому они полностью отдаются работе. За свое дело они получают заработную плату и бонусы, а также поощрения в виде поездок для детей в пионерский лагерь, билетов на елку для матери и ребенка, подарков к праздникам. Это все мы делаем в рамках нашего фонда. Так что создали для людей такую атмосферу, в которой нет места интригам и сплетням. Это я стараюсь пресекать на корню: как только зародилось сомнение в коллективе или у отдельно взятых сотрудников, это сразу проецируется на рабочий процесс.
– Попросту мешает основной работе.
– Да, именно. Глобальная задача госветслужбы – обеспечение эпизоотического благополучия. Прибыль позволяет нам развиваться и обеспечивать эту стабильность на высоком уровне. Мы уделяем большое внимание разработке информационного материала: брошюр, буклетов. Их постоянно раздаем предпринимателям на совещаниях и других мероприятиях. Выпускаем рекламные материалы по лечебной работе, информационные листы по проведению плановых эпизоотических мероприятий. Даже создан отдел, который занимается только продвижением и пиаром. Это деятельность, связанная с телевидением, радио – она постоянная.
Одно из интереснейших направлений – это работа с полицией. Я сам был удивлен, когда к нам обратились по поводу сотрудничества в сфере проведения ветеринарной экспертизы: мы готовим для них заключения. Для этой деятельности в марте 2018 года выделили помещение в новом клинико-диагностическом ветеринарном центре. Там проводится патологоанатомическое вскрытие. Скоро должны привезти специальное оборудование, а еще закупили средства для фото- и видеофиксации. Когда готовим отчеты для полиции, то это документ, содержащий фотографии, с подробными пояснениями. Сейчас это очень актуально, потому как начался сезон охоты и в нашей области нередко фиксируются случаи браконьерства. Когда полицейские находят останки животных, шкуру или внутренние органы, они обращаются к нам. Ветеринарные врачи и ветсанэксперты работают вместе, чтобы оформить наиболее полное заключение. И полиции помогаем, и сами развиваемся. При решении сложных, нестандартных задач компетенция сотрудников, конечно, сразу возрастает. А еще очень важно чувствовать себя нужным, значимым. Для нас это уникальный материал для работы: где городской ветеринар найдет останки косули или лося для исследования?
Есть и направление по инфекциям. Второй год развиваем подразделение в данной сфере, которое на сегодняшний полностью себя обеспечивает. Также получили по областной программе дезустановку, не побоюсь этого слова, уникальную. Мы сами разработали проект не на базе ГАЗели или УАЗа, а на базе автомобиля «Лада Ларгус». УАЗ или ГАЗель нам не подходят из-за специфики работы в городских условиях – у нас много перерабатывающих предприятий, нам нужна мобильная машина. Установку сделали в Нижнем Новгороде.
– Хочу вернуться к вопросу об 1С. Вы отметили, что пока система внедряется, это отнимает много времени. В перспективе такие технологи будут экономить временные ресурсы?
– Пока идет налаживание, то да, это колоссальные затраты по времени. Но при рабочей системе ресурсы сотрудников экономятся в разы. Даже по одному направлению – распределению премий в отделах ветсанэкпертизы. Кстати, материальные затраты небольшие. Но специалисты должны вникнуть, выстроить внутреннюю логику процессов. Мы рады, что внедрили механизм у себя – это очень удобно. Скрывать нам нечего: показываем коллективу доход и расход. Так что вопросов ни у кого не возникает.
Использование новых технологий продиктовано временем: сейчас почти у каждого есть смартфон. Все процессы связаны с гаджетами, так что вижу в этом большую перспективу. Специалисты, у которых освободилось время, будут заниматься разработкой техзадания по новым направлениям. Например, у нас есть центр электронной ветеринарной сертификации, который работает в круглосуточном режиме. Сейчас это самостоятельное подразделение, там заняты девять человек – они обрабатывают заявки в системе «Меркурий» удаленно. Эксперты находятся на территории, а оформители документов – в центре, где есть все необходимое, оснащение современной компьютерной и оргтехникой, а также кухня и зона отдыха.
Еще мы думаем над новыми решениями для обеспечения эпизоотического благополучия. На данный момент для эпизоотологов разработан и собран «мобильный чемодан», чтобы они не писали акты «от руки». В чемодане есть мини-принтер, ноутбук. Автомобили для эпизоотологического отдела оборудованы инверторными преобразователями. Это, конечно, не самое новое решение, но необходимое. С внедрением аппаратуры есть проблемы: компетенция этого направления специалистов не всегда позволяет оперативно обрабатывать данные, сидя в машине. Они стараются, но когда ветеринарные мероприятия идут интенсивно, иногда переходят на «ручной режим». Думаю, со временем сотрудники привыкнут. Для тех, кто долго работал руками, трудно перейти на использование современной электронной техники, это понятно. Мы дали им инструмент – и со временем они обязательно будут его использовать.
– Небольшой процент сотрудников все же ушли из учреждения, потому что не смогли привыкнуть к изменениям. В прошлом интервью Вы сообщили, что штатная численность – 187 человек. Сколько сейчас людей работает под Вашим началом?
– После оптимизации структуры осталось 177 человек. Это не сокращение штата, подчеркиваю. В основном, люди ушли по собственному желанию. Также уволились те, кто не хотел принимать новые «правила игры». В целом, костяк стабильный, никто не уходит. Это коллектив – команда. У нас и бухгалтер сильный, и экономист, и отдел закупок безупречно работает. Такими людьми руководить – одно удовольствие. Я всегда подчеркиваю, что успех не мой, а сотрудников. Вместе мы знаем, что и как делать, идем вперед!
– Я думаю, и сотрудникам приятно, что руководство гордится их работой!
– Безусловно, я всегда стараюсь выделять людей. Без них не будет учреждения, успехов, да ничего не будет. Учреждение существует для человека. Безопасность продукции, эпизоотическое благополучие – это тоже для людей, в том числе и для нас, ветеринаров. Создается среда для того, чтобы сотрудники ощущали себя нужными. И, конечно, чтобы их работа была востребована и сегодня, и завтра, чтобы они были спокойны и не искали другие варианты трудоустройства.
– Каков средний возраст специалистов в управлении ветеринарии Новосибирска?
– В среднем, 40 лет, и тенденция идет на омоложение, что меня как руководителя не может не радовать. Хотя и люди пенсионного и предпенсионного возраста, работающие в нашем учреждении, крайне востребованы.
– Специфика города – это мелкие домашние животные. Но в Новосибирске есть большой зоопарк имени Ростислава Шило. Как складывается сотрудничество?
– Да, Вы правы, в основном, мелкими домашними животными занимаемся. Зоопарк имени Ростислава Шило – уникальный объект. Кстати, наш клинико-диагностический центр находится напротив зоопарка. Работу ведем с ними постоянно, помогаем, проводим карантинные мероприятия, все вопросы решаем оперативно. Зоопарк – это наш приоритет. Их ведомственная ветслужба тоже работает на высоком уровне: специалисты умные, подкованные, энергичные. Они действительно переживают душой за своих подопечных.
– Актуальный для России вопрос на сегодня связан с привлечением молодых специалистов в госветслужбу. Наверняка у Вас тоже есть идеи?
– Есть областные программы «Молодая семья» и «Молодой специалист». Но у меня не было личных обращений по этому поводу. Самое главное, что должен обеспечивать руководитель, по моему мнению, – это перспектива. Если молодой человек видит, что его профессиональный статус не меняется, он не будет раскрываться. Просто стимула нет. Так что важна ротация – объективная, постепенная, плавная. А вот когда просят за кого-то, этого я не люблю. Иногда на этой почве даже возникали конфликты. Я не хочу оказывать протекцию, потому что это мешает объективности. Но есть те, кто был выделен благодаря профессиональным достижениям, например, за полтора года некоторые фельдшеры стали ветеринарными врачами. Эти люди показали себя достойно, и мне приятно было видеть самостоятельный рост профессионала. У нас, к сожалению, нет единовременных или постоянных выплат для молодых сотрудников, потому что фонд не настолько большой. Однако стараемся поддерживать молодежь, особенно в части обучения и повышения квалификации. Сотрудники постоянно находятся на курсах, даже в конце года. Сейчас проходит обучение по осеменению сельскохозяйственных животных, в основном, КРС. Это обучение запущено для того, чтобы исключить перезаражение поголовья в результате бессистемной случки. На данной услуге денег учреждение не заработает, но это основа обеспечения эпизоотического благополучия. Так что получаем финансы на ветсанэкспертизе – вкладываем в стабильную эпизоотическую обстановку. Мы часто проверяем системы обучения, чтобы выбрать наиболее эффективные для наших сотрудников. Мне нравится, когда первые занятие проводятся по видеосвязи, а после того, как специалисты сдают предварительный курс, оформляется командировка на очное обучение, например, в Москве. Это выявляет уровень подготовки человека.
– Спасибо большое за содержательную беседу.
Текст статьи на Ветеринария.РФ